Музей Родена в Париже

16, Декабрь, 2009 автор admin  
Рубрика Франция

Имя Огюста Родена стало одним из вели­чайших символов мирового искусства. Правда автору, таких шедевров как “Врата Ада”, “Памятник Бальзаку”, “Граждане Кале”, “Мыслитель”, “Поцелуй” пришлось долго ждать признания, как со стороны официальных инстан­ций, так и со стороны широкой обществен­ности. Лишь в 80-е годы XIX столетия, после скандала, разразившегося в связи с экспозицией его работы “Бронзовый век”, ему удалось войти в плеяду общепри­знанных великих мастеров скульпторов.

Кульминационным моментом, оставившим яркий след в творчестве Родена, стала, пожалуй, выставка его лучших произведе­ний в павильоне Альма в 1900 году. Родену было тогда 60 лет. Ему нравилось жить и работать в Медоне, вдали от роскоши и излишеств парижской жизни, но он давно уже подумывал о том, чтобы создать свой собственный музей в самом центре Парижа, в роскошном и единственном в своем роде особняке Бирона с примы­кающим к нему парком в три гектара. В этом музее он предполагал выставлять не только свои собственные работы, но и со­бранные им коллекции произведений раз­личных авторов. Однако, открытие музея состоялось лишь в 1919 году, буквально через два года после смерти великого скульптора. Так, запоздалое, но безусловное и всеобщее признание ваятеля нашло свое воплощение в музее, двери которого открыты с той поры для всех ценителей шедевров мировой скульптуры.

Особняк Бирона расположен на улице Варенн, в доме под номером 77. Он не похож на традици­онные особняки пригорода Сен-Жермен, кото­рые возводили обычно между двором и садом. Это — настоящий, хоть и небольшой дворец, воз­вышающийся посреди примыкающего к нему со всех сторон парка. Именно таким представлял его себе мастер по изготовлению париков Авраам Перанк де Морас, разбогатевший на биржевых операциях с бумажными деньгами. Чертежи и строительство здания были заказаны архитектору Кану Оберу (впоследствии постро­ившему великолепные по своему архитектур­ному замыслу и внутреннему убранству конюш­ни замка Шантийи). Особняк был возведен за исключительно короткий срок (1729-1730 гг.), чем, без сомнения, объясняется однородность здания, выполненного в стиле рокайль. Эле­гантности фасадов отвечает четкость, с которой гостиные выстроены в одну линию окнами на юг, а также изумительная прозрачность всего строении, которая прослеживается от входа в само здание до трех застекленных дверей, ведущих на террасу со спускающейся в парк лестницей. Неустанно движимый чувством прекрасного Неранк де Морас заказал внутреннюю отделку из дерева, отличающуюся редкой изысканностью: эту работу он поручил худож­нику Франсуа Лемуану, который впоследствии декорировал плафон салона Геркулеса в Вер­сальском дворце. Так особняк Бирона приобрел комплект деревянных десюдепортов и медаль­онов, являющихся замечательными образцами стиля рококо. Два из них, недавно приобретен­ные музеем, смогли вновь занять по праву при­надлежащее им место.

Перанк де Морас скончался в 1732 году, так и не успев насладиться своим роскошным особ­няком. Его вдова сдала поместье в аренду невестке Людовика XIV герцогине дю Мен, которая жила здесь вплоть до своей смерти в 1753 году. Затем особняк был продан герою битвы под Фонтенуа маршалу де Бирону, чье имя он носит и по сей день. Новый владелец не захотел вносить существенные изменения в первоначальное архитектурно-планировочное решение здания, но не пощадил парка: украсил его статуями, гротами, павильонами, водоема­ми и кружевными партерами, вобравшими в себя редчайшие породы растений. Этот парк, в котором как нигде чувствовалась заботливая рука человека, вызывал восхищение и удивле­ние всех посетителей особняка того времени. После смерти Бирона в 1788 году особняк перешел к его племяннику герцогу де Лозену, который был гильотинирован в 1793 году несмотря на участие в войне за независимость в Америке и командование Рейнской революци­онной армией.


Музей Родена. Скульптура "Мыслитель"

Музей Родена. Скульптура "Мыслитель"

В результате потрясений, вызванных Великой французской революцией, поместье пришло в упадок. Парк сдали в аренду устроителям народных гуляний, праздников и балов. Рос­кошные партеры превратились в настоящую ярмарочную площадь. Однако, в эпоху Консульства, а затем во времена Империи особняк Бирона вновь приобретает свое величие — он сдается в аренду сначала миссии Ватикана, а затем Российскому посольству. Глубоко набож­ная владелица особняка герцогиня Бетюн-Шаро изъявила желание, чтобы после ее смерти особняк использовался в соответствии с ее ре­лигиозными идеалами. В 1820 году она передает его основанному в 1804 году Обществу Христова Сердца (Сакре-Кёр де Жезю), которое разместило в нем пансион благородных девиц. Пансион, которым руководила его осно­вательница мать Софи Бара, отличался высо­ким уровнем преподавания, строгостью внут­реннего распорядка и традиционностью воспи­тания. Одной из воспитанниц этого пансиона была будущая супруга Наполеона III Эжени де Монтижо. Мать Софи Бара вела ожесточенную борьбу с любыми проявлениями фривольности и роскоши. Печальным следствием этой борьбы стала распродажа конгрегацией всего того, что считалось здесь излишеством — орнаментов, резных украшений из дерева, зеркальных панно, художественных изделий из металла и расписных дееюдепортов.


Музей Родена. Галерея Мраморной скульптуры

Музей Родена. Галерея Мраморной скульптуры

В 1905 году, после отделения церкви от государства, особняк перешел в распоряжение светских властей, но лишенный своего замеча­тельного декора он выглядел весьма неказисто, особенно на фоне заброшенного парка. Насту­пил период, когда судьба этого архитектурно-паркового ансамбля представлялась неясной, а это вполне могло привести к решению снести здание, а парк разбить на отдельные участки. Однако, агент по распродаже имущества согла­сился сдать на время особняк с пристройками сразу нескольким арендаторам. Эта аренда к счастью затянулась, что и спасло особняк Бирона от уничтожения. Среди арендаторов были такие знаменитости, как Жан Конто, Матисс, а главное — Роден, который по совету поэта Райнера Марии Рильке обосновался в 1908 году в южных гостиных первого этажа. Роден продолжал жить и работать в Медоне, но любил гулять по Парижу и вести светскую жизнь в этом насыщенном историческими событиями особняке.


Музей Родена. Скульптура "Поцелуй"

Музей Родена. Скульптура "Поцелуй"

Однако, судьба особняка Бирона не была еще окончательно решена. Все еще бытовало мнение о необходимости снести его. В 1911 году государство приобрело территорию поместья и, разделив его на два отдельных участка, решило отвести всю его южную часть под лицей Виктора Дюрюи. Именно в этот момент возникает идея о создании здесь Музея Родена, вызвавшая резкую критику, так как в то время творчество скульп­тора все еще оставалось непонятым и нередко отвергалось глубоко возмущенными современ­никами. Благодаря поддержке, оказанной как политическими деятелями, так и выдающимися представителями литературы и искусства, в частности Моне, Мирбо, Пуанкаре, Клемансо и Клемантелем, проект создания музея был утвержден 24 декабря 1916 года. Роден передал в дар государству все свои личные коллекции, архивы, а также все свои произведения, соз­данные как в скульптуре, так и в живописи, причем со всеми предусмотренными авторскими правами.


Музей Родена. Скульптура "Граждане Кале"

Музей Родена. Скульптура "Граждане Кале"

Открытие музея состоялось в 1919 году. Роден скончался 17 ноября 1917 года, так и не дожив до того радостного дня, когда наконец свершился последний замысел его жизни.

Нам важно Ваше мнение!

Расскажите нам, что Вы думаете...
ах да, Вы можете использовать картинку в Ваших комментариях, узнайте больше на сайте gravatar!