Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

«Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».

Сальвадор Дали

Конструируя свое совершенное произведение искусства, этот великий сюрреалистический проект или, по собственному определению художника, «готовое изделие» (”ready-made”), Дали отходит от веяний моды, наполняя его пространство намеками, заявлениями и провокациями, способными заинтересовать любого посетителя-зрителя. Музей воспроизводит общую структуру творчества Сальвадора Дали, проецирует его внутренний мир, вычерчивает художественную траекторию и жизненный путь, увиденные с позиций сюрреализма и глазами самого автора.

В 1954 г. в Зале кариатид Королевского дворца в Милане прошла Выставка картин, рисунков и ювелирных работ Сальвадора Дали. Дворец, принадлежавший другу художника графу Тео Росси ди Монтелера, хранил следы бомбардировок, и это натолкнуло Дали на мысль использовать как выставочное помещение для своих работ обгоревшие стены муниципального театра в его родном Фигерасе. 8 августа 1961 г. Дали оповестил общественность Фигераса о своем желании построить музей.

В октябре 1960 г. Рамон Гуардьола Ровира, избранный мэром города, попросил Дали подарить одну из его картин местному краеведческому музею Ампурдана. Просьбу мэра к художнику поддержал их общий друг фотограф Мелито Казальс, или просто Мели, которого Дали заверил в том, что подарит родному городу не просто картину, а целый музей.

Процесс создания Театра-Музея начался в 1961 г. 12 августа город отпраздновал это событие множеством мероприятий. Среди них была и коррида, на афише которой красовался рисунок Дали — бык, возносящийся в небо. По замыслу автора, поверженного быка должны были поднять вертолетом, но помешал сильный ветер. Этим участие Дали не ограничилось: по его поручению скульпторы Ники де Сен-Фаль и Жан Тингели смоделировали гипсового быка, которого взорвали по окончанию корриды, перед праздничным фейерверком. Затем Дали вручили «Фиговый листок» — высшую награду мэрии города, а в половине девятого вечера, выступая в пока еще разрушенном Муниципальном театре, художник обнародовал свое представление о будущем этого здания, судьба которого, по его выражению, была предопределена свыше, ведь именно здесь в 1919 г. он впервые выставил на всеобщее обозрение свои произведения.

В 1964 г. в интервью журналу «Тайм» Дали сообщил, что строительство музея начнется с возведения так называемого «геодезического» купола Ричарда Бакминскра Фуллера над сценой старого театра, построенного в 1849-1850 гг.. архитектором Жозефом Рока-и-Бросом. 29 января 1968 г. по предложению муниципалитета было решено превратить театр в музей Сальвадора Дали. Наконец, в 1969 г. строительство купола было поручено Эмилио Нерку Пинейро, единственному в Испании архитектору, умеющему создавать подобные сетчатые конструкции.

1 апреля 1970 г., на пресс-конференции в музее Гюстава Моро в Париже, Дали в очередной раз объявил о создании своего музея в Фигерасе. 26 июня того же года Совет министров утвердил проект создания Театра-Музея. Помощь Министерства жилищного строительства и признание «бедственного положения» Фигераса вследствие бомбардировок в Гражданскую войну 1936 г. способствовали осуществлению строительных работ. 13 октября 1970 г. состоялось предварительное открытие Театра-Музея, на котором Дали представил присутствовавшим центральное потолочное панно зала «Дворец ветра» и набросок общей композиции. Реставрацией здания руководили архитекторы Жоаким Рос де Рамис, создатель Музея Пикассо в Барселоне, и уроженец Фигераса Александре Бонатерра. В августе и сентябре 1973 г. в музее была проведена получившая широкое освещение в прессе благотворительная выставка «Дали: его искусство в ювелирных роботах», поступления от которой были переданы Испанской ассоциации друзей детства эту выставку можно считать репетицией официального открытия музея. И, наконец, 28 сентября 1974 г., после множества препятствий, трудностей и длительного ожидания, благодаря неизменной поддержке города и его мэра и прямому активному участию самого художника в работе над проектом, при огромном стечении публики Театр-Музей Дали был торжественно открыт.

Музей рос и развивался, как живой организм: Дали менял и дополнял экспозицию до самой своей смерти в 1989 г. Музей стал последним шедевром и абсолютным венцом его творчества.

Сегодня, говоря о нынешнем Театре-Музее Дали, в виду имеется два четко различающихся выставочных комплекса. Первый создан на основе старого муниципального театра, построенного в XIX веке архитектором Рока-и-Бросом и сгоревшего 19 февраля 1939 г. Здание было превращено в Театр-Музей в соответствии с замыслом и проектом самого Дали и являемся единым художественным произведением, в котором каждая деталь служит неотъемлемой частые целого. Эта авторская работа сохраняется в нетронутом виде.

Второй комплекс образован залами, присоединенными к зданию муниципального театра в ходе различных расширений здесь и подземная часовня-крипта (Дали пожелал быть похороненным под куполом своего музея), и залы Башни Галатеи, некогда часть средневековых стен города, приобретенная в 1981 г. В этой башне Дали жил с октября 1983 г. до своей смерти 23 января 1989 г. Дали предложил воспроизвести в одном из помещений башни кабинет Франсеска Пужольса, превратить один из залов в кинозал с предупреждающей надписью у порога «Художественным критикам не входить!» и изучать здесь новейшие достижения науки и – клетки, основанные на математических теориях Рене Тома. Он также сделал первые наброски оформления фасада Башни Галатеи, украсив ее манекенами, яйцами и хлебцами.

1 июля 1990 г. в здании, где жил художник, было открыто новое помещение Театра-Музея. Здесь выставлены в основном произведения его последнего периода (1979-1983 гг.).

19 мая 1994 г. в присутствии короля и королевы Испании состоялся торжественный акт открытия так называемых «новых залов», расположенных в соседней постройке (некогда постоялом дворе «Фонда Кондаль», а затем — ювелирной лавке), где были размещены последние поступления Фонда «Гала-Сальвадор Дали», среди которых выделяется огромное полотно под названием «Апофеоз доллара». В июне 1999 г. фонд выкупил у американского Фонда Оуэна Четэма коллекцию ювелирных изделий Дали, выставлявшуюся в Театре-Музее еще при жизни художника в августе-сентябре 1973 г., за год до официального открытия музея. Повторный показ коллекции состоялся в 2001 г. в том же зале и был организован архитектром Оскаром Тускетсом таким образом, чтобы посетители могли увидеть не только сами изделия, но и эскизы к ним.

В комплексе Театра-Музея спроецированы и воплощены творческая мечта и энергия художника, как это объяснял сам Дали: «Существование иных миров очевидно, в этом нет сомнения. Но как я уже не раз говорил, эти другие миры существуют в нашем мире, здесь, на Земле, а именно: в центре купола Музея Дали, где целиком поместился новый мир — поразительный и безумный мир сюрреализма».

Каждый зал и каждый экспонат Театра-Музея обладают силой притяжения и, что самое главное, создают ощущение особой тайны. Поэтому посетители выстраиваются и будут выстраиваться в очередь, плененные той несказанной тайной, какой является притяжение гения.

По замыслу автора, знакомство с Театром-Музеем Дали, венцом его творчества, должно начинаться извне, а именно — с площади Гала-Сальвадор Дали. Плитки на мостовой образуют лучи, сходящиеся к своему геометрическому центру — сцене, накрытой знаменитым куполом.

PS: Театр-Музей Дали, бывший муниципальный театр Фигераса, находится рядом с церковью Святого Петра, в которой Дали был крещен, о чем он очень любил упоминать. Напротив главного фасада музея стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа «Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках».

Нам важно Ваше мнение!

Расскажите нам, что Вы думаете...
ах да, Вы можете использовать картинку в Ваших комментариях, узнайте больше на сайте gravatar!