Музей Метрополитен в Нью-Йорке

21, Январь, 2010 автор admin  
Рубрика США

Музей Метрополитен (Metropolitan Museum of Art), основанный в 1886 г. в Нью-Йорке, крупнейшее в мире художественное собрание произведений древневосточного, античного, средневекового, нового западноевропейского и американского искусства. Музей существует на средства спонсоров и дарителей при небольшой государственной поддержке.

Идея основать в США некий «национальный институт и галерею искусств» родилась в 1866 г. в Париже, в ресторане Le Pre Catelan в Булонском лесу, где 4 июля собралась группа американцев, чтобы отпраздновать День независимости. Предложение, выдвинутое видным деятелем американской культуры, сторонником либеральных настроений Дж. Джеем, было с энтузиазмом принято присутствующими, среди которых были туристы, эмигранты, представители делового мира и правительства, которые находились во французской столице для организации Всемирной выставки в предстоящем году. Следующим шагом стало привлечение к проекту видных горожан, финансистов, художников и литераторов нью-йоркским Клубом союзной лиги, президентом которой являлся Джей.

В январе 1870 г. были избраны президент Джон Тэйлор Джонстон и совет попечителей, состоящий из 27 человек. 17 апреля власти штата Нью-Йорк официально признали новое учреждение, которому было присвоено название «Метрополитен». Музей, основной целью которого являлись «поддержка и содействие в изучении изящных искусств и их совершенствовании, поощрение популяризации любых форм искусства и в конечном счете донесение до публики культурных и творческих инициатив», должен представлять собой «более или менее полное собрание произведений, которые иллюстрировали бы историю искусств от древности до наших дней». Однако на тот момент новый институт не располагал ни настоящей коллекцией, ни зданием, оставаясь по существу абстракцией до тех пор, пока в том же 1870 г. от Дж. Абдо Даббаса, американского консула в Тарсисе, не поступил первый дар – романский саркофаг. В следующем году, благодаря общественной подписке, стала возможной покупка в Париже 174 работ из собраний европейской живописи 17 и 18 вв., выставленных на продажу в связи с Франко-прусской войной. Первые приобретения были представлены публике в арендованных музеем помещениях дома 681 по Пятой авеню, где ранее располагалась танцевальная школа Додуорта.

Этих площадей оказалось недостаточно, когда в 1874 г. музей стал обладателем огромной коллекции греческих и кипрских античных произведений, поступивших в результате археологических раскопок на Кипре, организованных итальянским генералом Луиджи Палма ди Чеснолой, назначенным лично Линкольном консулом острова за храбрость, проявленную им в Гражданской войне. Тот же Чеснола прибыл в Нью-Йорк, чтобы содействовать возведению 2-го здания музея, по размерам превышающего предыдущее в 4 раза. На прибыль от продаж коллекции консул организовал новые раскопки на Кипре и, передав Метрополитену 2-ю коллекцию в 1876 г., вернулся в Нью-Йорк уже в качестве первого директора музея. В 1880 г. музей переехал в здание, построенное в Центральном парке в неоготическом стиле по проекту архитекторов Колвера Во и Рея Маулда. Предстающий перед нами сегодня неоклассический фасад, спроектированный Ричардом Морисом Хантом, и работы по расширению здания были завершены в н. 20 в. сыном Ханта Ричардом Холендом.

Благодаря двум событиям именно то время стало поворотным в истории музея. В 1901 г. по завещанию владельца паровозных заводов в Нью-Джерси Джекоба С. Роджерса Метрополитен получил солидный капитал, который в 1904 г. составил 5 млн. долларов. Это гарантировало музею экономическую независимость и свободу в решении административных вопросов. Вторым важным событием стали выборы нового президента. Им стал могущественный промышленный и финансовый магнат Джон Пирпонт Морган, считавшийся на тот момент самым богатым человеком в мире. Он занимал этот пост до своей смерти в 1913 г. Морган руководствовался принципами принимать к рассмотрению лишь произведения, представляющие бесспорную ценность, группируя наиболее значительные мировые шедевры в соответствии с исторической хронологией, что должно было наглядно иллюстрировать путь развития искусства во времени. Изменился и подход к произведениям, переданным музею по завещанию, препятствуя дарителям выдвигать какие-либо особые условия (например, неделимость их коллекций). Моргану удалось привлечь в административный совет видных бизнесменов, среди которых были Клей Фрик, Джордж Ф. Бейкер, Джон Дж. Джонсон – все увлеченные коллекционеры. Морган также привлек знаменитого английского критика и живописца Роджера Фрая на должность хранителя живописи. Именно Фрай определил неподлинность произведений из коллекции, переданной в дар музею в 1880 г. членом попечительского совета музея, насчитывающей более 700 работ, включая картины, приписывавшиеся Микеланджело, Леонардо, Рафаэлю, Тициану, Рембрандту. Фрай и его ассистент Брайсон Берроуз, появившийся в музее в 1906 г., способствовали обогащению собрания Метрополитена произведениями Джотто, Карпаччо, Босха, Энгра, Делакруа, Тинторетто и Боттичелли.

В 1913 г. благодаря завещанию владельца крупной сети универмагов Бенджамена Олтмана коллекции пополнились более чем 1 000 экспонатов, среди которых были картины, статуи, эмаль и китайский фарфор. Коллекция живописи включала такие шедевры как, двойной портрет супругов Портинари Мемлинга и работу Дюрера «Богоматерь с младенцем и святой Анной». В 1929 г. Луиза Хэвемейер также завещала музею более 2 000 картин, собранных ею и супругом, «сахарным королем» Генри Осборном.

Долгое время музей Метрополитен состоял лишь из отделов живописи, греческого и римского искусства. Экспонаты, не соответствовавшие этой классификации, были обречены на хранение в качестве так называемого «декоративного искусства». Среди первых самостоятельно организованных стал раздел, посвященный средневековому искусству. Значительная его часть сформировалась в 1917 г., когда Дж. Пирпонт Морган Младший передал в дар музею порядка 7 000 экспонатов (деревянные скульптуры, изделия из слоновой кости и византийские мозаики). Впоследствии коллекция расширилась благодаря приобретениям и завещаниям, среди которых – значительное наследие, переданное музею Джорджем Блюменталем, Джорджем и Фредериком Пратт, Ирвингом Антермайером. Следующим шагом отдела стало воплощение в жизнь знаменитых Клуатров. Начало этому было положено в 1914 г., когда скульптор Джордж Грей Барнард открыл музей The Cloisters, где экспонировались различные произведения средневекового искусства. В 1925 г. Джон Д. Рокфеллер Младший приобрел музей Барнарда и переместил его на вершину холма усадьбы Форт Трайон, которую он купил и предоставил в качестве общественного парка городу. Окончательным же проектом здания Клуатров мы обязаны архитектору Чарльзу Колленсу и хранителю коллекции средневекового искусства Джеймсу Дж. Роримеру, который в 1954 г. стал директором Метрополитена и занимал эту должность до 1966 г. В 1938 г. прошла торжественная инаугурация этого отдела, включившего также и ранее купленную на средства Рокфеллера великолепную серию шпалер «Охота на единорога».

Произведения европейского декоративного искусства расположились в одноименном отделе, сформированном в 1907 г., в ходе реорганизации музея, предпринятой Морганом, который передал сюда коллекцию французского фарфора 18 в., мебель и деревянные изделия. Благодаря завещаниям и дарам, отдел включающий более 6 000 экспонатов превратился в один из самых больших в Метрополитене. Здесь представлены архитектонические реконструкции интерьеры различных эпох, среди которых знаменитое воссоздание дворца Губбио, французские салоны 18 в., 2 английских неоклассических зала, а также патио в стиле Возрождения из дворца Велес Бланко в Испании.

Собрания музея Метрополитен продолжают и по сей день расширяться, образуя многочисленные отделы. Например, раздел, посвященный американскому искусству, сегодня располагает одной из самых полных коллекций живописи, скульптуры и декоративного искусства. Кроме того, музей, начиная со времени своего основания, обращал особое внимание на произведения 20 в., которые в 1967 г. были формально объединены в самостоятельный раздел. В к. 80-х гг. было открыто крыло Лайла Эчесон Уоллес, задуманное как постоянный выставочный центр искусства 20 в. Музей Метрополитен всегда организовывал временные выставки, например, проходившая в 1963 г. демонстрация «Джоконды» Леонардо да Винчи, которая всего за 26 дней привлекла более 1 млн. посетителей.

В настоящее время в музее Метрополитен действуют отделы:

Американского декоративного искусства
Американской живописи и скульптуры
Древнего ближневосточного искусства
Оружия и доспехов
Искусства Африки, Океании и Америки
Искусства Азии
Средневековая Галерея (The Cloisters)
Институт костюма
Рисунков и литографий
Древнеегипетского искусства
Европейской живописи
Европейской скульптуры и декоративного искусства
Древнегреческого и римского искусства
Искусства Ислама
Коллекция Роберта Лемана
Библиотеки
Средневекового искусства
Современного искусства
Музыкальных инструментов
Фотографии

Адрес музея: 1000 Fifth Avenue at 82nd Street, New York, New York 10028-0198

Несмотря на то, что цена входного билета обозначена, в музей Метрополитен можно пройти за минимальную плату и даже бесплатно, достаточно подойти к любому окошку кассы и протянуть любую монетку, а можно и ничего не предъявлять и попросить входной билет. Входными билетами служат маленькие круглые разноцветные значки, на каждый день свой цвет. Значки можно прикрепить к одежде и взять с собой на память, что и делает бесчисленное количество туристов, да и сами жители Нью-Йорка.

Нам важно Ваше мнение!

Расскажите нам, что Вы думаете...
ах да, Вы можете использовать картинку в Ваших комментариях, узнайте больше на сайте gravatar!