В Музее железнодорожной техники появится настоящий санитарный поезд времен ВОВ

1, Август, 2010 автор admin  
Рубрика Новости

Музей железнодорожной техники, открывшийся несколько лет назад возле Рижского вокзала, становится все более популярным среди москвичей. Туда идут целыми семьями: молодежь удивляется непривычному облику старых локомотивов и вагонов, старшее поколение вспоминает молодость при виде угловатых электричек и красноколесых паровозов.

В будущем в музее должен появиться совершенно уникальный экспонат – настоящий санитарный поезд времен Великой Отечественной войны. Вагоны для такого ретросостава музей получил недавно – до этого они в течение нескольких десятилетий пылились в резерве военного ведомства и стояли на базе запаса в Смоленской области.

– Те экземпляры, которые у нас находятся: операционная, лазарет, вагон для перевозки тяжелораненых, – были переделаны из типовых пассажирских вагонов еще в 1938 г., – рассказывает методист музея, заместитель председателя Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) Александр Никольский. – Тогда существовал специальный проект, по которому и проводилась такая переделка. Причем касалась она не только установки внутри соответствующего медицинского оборудования. Вот в этом вагоне, например, убраны все перегородки и вдоль стен закреплены широкие дощатые лежаки, куда клали раненых.

А для удобства погрузки носилок с пациентами особым образом модернизирован тамбур: часть его стенки вместе с входной дверью поворачивается и открывает широкий проем, ведущий прямо внутрь вагона.

Вагоны-«резервисты», несмотря на свой весьма солидный возраст, сохранились очень хорошо, а вот с локомотивом для будущего состава «под красным крестом» еще предстоит немало работы.

– В Великую Отечественную такие «госпитали на колесах» обычно водили паровозы Су – «сормовские усиленные» (или, как их еще называли в обиходе, «сушки»), которые были в ту пору самыми распространенными пассажирскими локомотивами на советских железных дорогах, – объяснил Никольский. – Всего с 1925 по 1951 г. наши заводы изготовили 2680 таких красавцев. Однако уже в 1960– 70-е гг., после завершения паровозной эры, почти все они были «списаны в расход», уступив место электровозам и тепловозам. Так что сейчас на всей территории бывшего СССР уцелело лишь около полутора десятков Су – в музейных коллекциях, на постаментах…

Именно паровозомпамятником долгие годы «работала» единственная «сушка», сохранившаяся в Москве.

Александру Никольскому и его коллегам из ВОЛЖД в свое время довелось принимать участие в спасении этой уникальной машины.

– Паровоз наши активисты отыскали в 1981-м на станции Зеленый Бор в Подмосковье. Су, выпущенный в 1937 г., стоял на территории местного завода железобетонных изделий и использовался в качестве временной котельной. Удалось его оттуда вызволить, а поскольку никакого железнодорожного музея в столице еще не существовало, это был единственный шанс сохранить уникальную машину: поставить ее на постамент как памятник трудовой и боевой славы железнодорожников. Благодаря одному из наших активистов, машинисту-ветерану Юрию Оберчуку, получилось договориться с руководством локомотивного депо Москва-Киевская. Там и был «прописан» паровоз более четверти века.

Лишь прошлым летом «сормовский усиленный» официально передали музею. Перевезти массивный ретроэкземпляр на новое место оказалось делом непростым. Пришлось подгонять специальный ремонтновосстановительный поезд со 150-тонным краном, чтобы снять «сушку» с постамента и поставить на рельсы, долго уговаривать начальников, требовавших оформления многочисленных бумаг и согласований… При этом выяснилось, что формально (по существующим на железных дорогах правилам) таких «старичков», как этот Су, вообще никуда перевозить нельзя: движение любого подвижного состава, построенного в давние времена, по действующим путям запрещено! Музейщикам едва удалось договориться, чтобы в виде исключения, с особыми предосторожностями…

В итоге все-таки перетащили паровик – ночью, специально выделенным тепловозом. Теперь «сормовский» стоит в депо Подмосковная – на реставрации.

– Это будет самый красивый паровоз в нашем музее! – с такими словами Александр Никольский распахнул огромные створки ворот, и за ними открылась взгляду поблескивающая свежей краской «физиономия» локомотива.

Десятилетия, проведенные на постаменте, не прошли для «сушки» даром: исчезли некоторые детали конструкции и приборы, коегде листы обшивки изъедены коррозией, в плачевном состоянии оказалась будка машиниста… Часть из этих утрат уже восстановлена благодаря кропотливой работе нескольких энтузиастов из ВОЛЖД и мастеров депо. В том числе заново сделали «родную» решетку-метельник, которая у этого Су при позднейших капремонтах оказалась заменена унифицированной литой конструкцией. Один из умельцев по старым фото изготовил звезду на «передке» локомотива.

Когда «сормовский» будет полностью готов, чтобы предстать во всей красе своей перед посетителями музея? Ответить на этот вопрос Никольский пока затрудняется.

– Работы предстоит еще немало. Вот, к примеру, простое вроде бы дело – очистка корпуса локомотива и тендера от толстого слоя потрескавшейся старой краски, – а сколько времени требует! Но торопиться и халтурить при реставрации недопустимо. Могу лишь пообещать, что в конце концов наш Су будет выглядеть точно таким, каким он более 70 лет назад выехал из заводских ворот.

Источник: Вечерняя Москва

Нам важно Ваше мнение!

Расскажите нам, что Вы думаете...
ах да, Вы можете использовать картинку в Ваших комментариях, узнайте больше на сайте gravatar!