«Драгоценности» сверкают на сцене Большого театра


Весной 2012 года в Большом театре прошла премьера балета «Драгоценности», поставленного по хореографии знаменитого Джорджа Баланчина. Несмотря на «дорогое» название, пугаться не стоит, на этот балет Большой театр цены установил достаточно демократичные, так что посетить это действо мы настоятельно рекомендуем.

Никаких фей, красавиц и принцев. На сцене Большого танцуют сияющие камни: изумруды, рубины и бриллианты. Постановка состоит из трех одноактных балетов на музыку Форе, Стравинского и Чайковского. В «Изумрудах» участвуют две пары и одно трио солистов и десять танцовщиц. «Рубины» состоят из дуэта и солистки-соперницы, танец которых обрамляется гарцующим кордебалетом. В «Бриллиантах» две пары, три солиста и ансамбль, танцующий торжественный полонез.

Искусствоведческих концепций по поводу этого уникального балета наверчено столько, что материалов хватило бы еще на пару-тройку полноценных спектаклей. Лукавый «мистер Би» неоднократно шутил по этому поводу: «О, теперь-то я точно знаю, о чем мой балет. Я вчера в вечерней газете прочитал».

Наверное, чтобы понять смысл, нужно войти в мир Баланчина, а это особая сфера балетного искусства, неоклассицизм, где НЕО, будет смыслообразующей частью. Называя себя последователем Мариуса Петипа, Джордж Баланчин внес в классический танец на пуантах и с привычными пируэтами современное звучание.

Сюжет балета «Драгоценности» пересказать нельзя, да и как облечь в слова игру света и тени, неуловимую пластику тела или мерцание драгоценных граней?

Музыка Форе для первой изумрудной части, отсылает к изысканному благородству и романтичности Франции. Ритмы «Каприччио для фортепьяно с оркестром», созданные гением Игоря Стравинского, воплощают Америку, ставшую второй родиной для Баланчина. А бриллианты – символ родины утраченной, но не забытой. Конечно, это Россия, которая навсегда осталась запечатлена в сердце великого хореографа.

Купить билет на «Драгоценности» – это уникальная возможность увидеть спектакль полностью. Дело в том, что трилогия  о камнях невероятно сложна, далеко не в каждом театре наберется труппа, способная справится с тремя спектаклями сразу, да и не все способны решится на подобное. Кроме того, всего несколько лет назад было получено согласие фонда Баланчина на постановку балета. Полная же версия этого хореографического шедевра поставлена на сцене Большого театра впервые. Для спектакля созданы собственные костюмы и декорации, усыпанные сияющими стразами от Сваровски.